Давно ничего не писала по поводу прочитанной литературы или просмотренных фильмах. Дело в том, что взялась перечиткой старого. Ну, интересно разве читать размышлизмы про «Униженных и оскорблённых» Достоевского или про Принца Флоризеля от Стивенсона. У нас же не урок литературы, правильно? Хочется сказать о чём-нибудь достойном внимания, новеньком и свеженьком, что появилось не так давно не успело ещё быть заявлено в классику... Носит престранное звание бестселлер. Если носит, конечно...
С недавнего времени полюбила дешёвую литературу из серии «я люблю читать»: Искандер, Фицджеральд, Аксёнов и прочие достойные лица.
На глаза попалась книга из этой серии, под названием «Поп» . На обложке кадр из фильма. Пройти мимо Макавецкого? Пусть даже в рясе... Нет, естественно. Я взяла почитать книгу, дав себе обещание посмотреть потом экранизацию по нему.
Роман дочитала, а вот фильм удалось посмотреть сегодня после чего и пишу своё коммюнике.
Сразу объясню свою позицию по поводу произведения. Этот роман является спецзаказом и написан с благословения незабвенного Патриарха, ныне почившего, Алексия II. Как любой спецзаказы, он имеет свои минусы. Вспомним, "страсти по Тарасу" от Бортко. Этот фильм тоже был спецзаказом, только шёл он не от святейшего, а был под патронажем МинКульта.
По этому, как любой спецзаказ следует расценивать этот роман, как агитацию прежде всего. Следовательно, к написанному отношение будет весьма осторожное, чтобы никого не обидеть в их чувствах в том числе религиозных. О своём отношении к Богу и Христианской религии в целом, я говорить не стану.
читать дальшеКнига, на примере судьбы православного батюшки, показывает приход к Богу атеистской России, рассказывает о нелегкой судьбе служителей православной церкви во время фашисткой оккупации. Отец Александр с одной стороны радуется возможности возродить церковь. С другой же стороны священнослужитель старается не стать предателем Родины (ведь возможность возрождения церкви предоставляют оккупанты), предателем советской власти - власти, которая исповедует гонения на церковь.
В книге несколько сюжетных линий, помимо основного героя протоиерея Александра Ионина, там показана судьба бойца Алексея Луготинцева и немецкого полковника Иогана Теодоровича (руссифиц. Ивана Фёдоровича) Фрайгаузена. Про Луготинцева говорить не стану - читайте сами... Раскажу лучше про более мне интересного немецкого офицера Фрайгаузена. Последний некогда бывший белый офицер, немец по происхождению, исповедует православие, но при этом, в настоящее время, он офицер рейха, ставленник самого Розенберга, назначенного Гитлером для работы в Православной Миссии в России. Он лелеет мысль руками своего народа, восстановить в России Православие, и хоть сам ненавидит своё начальство и службу, но вынужден выполнять ей исправно. В фильме Фрайгаузен выжил в "русской мясорубке", вернулся в Германию и в 80-х даже выпустил книгу «где не слово не было об псковском батюшке», в романе же он погибает.
Знаете, пока читала книгу поняла почему на роль Ионина выбрали именно Маковецкого. Безмерно обожаемый мой Сергей Васильвич может сыграть кого угодно, хоть Фиму Полужида в «Ликвидации», хоть Князя Владимира, хоть священника Ионина. Он обладает безмерным актёрским талантом. Однако его игра в «Попе» напомнила мне его же Басова в «Летних людях», снятого по пьесе Горького «Дачники». Достаточно вспомнить фразу: «когда ты так на меня кричишь, я теряюсь», чтобы понять близость образов. Отец Александр романтик и мечтатель, обожает свою Алю, любительницу речевых оборотов Лескова, которая зовёт его «зайчик мой подседелый». Мечтает принять мученическую кончину от рук угнетателей и безбожников, но опять же волею судьбы, пройдя и оккупацию, а потом и лагеря, остаётся жив. Он человек далёкий от материального мира. Примеров в книге много. Фильм в этом смысле много урезан. Из книги, достаточно вспомнить сны отче Александра, чтобы понять характер: ну хоть бы про Жанну д' Арк, когда она ему являлась во сне и говорила, что французы потерпели поражение в войне с Гитлером потому что перестали почитать её как святую, и пусть её канонизируют русские; его рассуждения про благоверного Князя Александра, что он помогает русским в войне с немцем. Во всех событиях он видит знаки судьбы, руку своего тёски, прозванного Невским. Это всё на фоне ужасов войны, бесчинства полицаев и ожесточившийся от череды поражений оккупационных войск рейха.
Господину Маковецкому хочется аплодировать с того момента, когда он впервые начинает говорить в кадре. Его речь наполнена старославянскими словами. Произносит он их непринужденно. А вот церковное песнопение слишком четкое, слишком понятное, что делает его несколько неестественным. Ну, это мои личные замечания...
В целом же, в отличии от книги, несмотря на сохранённое название, религиозная линия в ленте не сильно выражена. Авторы фильма не преподают зрителю основы Православия. Да и не о том фильм. Картина больше не о верности Богу, а о верности самому себе. Вот последнее-то как раз и демонстрирует поп Александр: отказываясь отпевать расстрелянных партизанами предателей, отпускать грехи одному из перебежчиков, моля о пощаде для партизан, перевозя продовольствие в лагерь военнопленных. С исторической точки зрения зрителю в "Попе" вроде бы показана все та же война, но удивительно наблюдать за ней сквозь своды православной церкви. Как таковых военных баталий в ленте нет. Но в фильме есть очень жесткие по содержанию сцены расправы партизан с предателями, служащими фашистам. Незабываема и крайне эмоциональна сцена повешения группы партизан немцами, когда люди в петле еще пальцами ног из последних сил держатся за дно кузова грузовика, буксующего в грязи. В книге этого момента с грузовиком нет. Фрайгаузен не подталкивал грузовик, в то время как в фильме этот эпизод специально внесён, чтобы показать западника-немца, как отступника.
Мораль... Ну, куда же без морали в произведении. Она необходима всегда, или же без неё оно становится недоваренным супом без специй.
Мораль проста: роман указывает на хрестоматийный путь славянофилов. Помните из истории? Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Западники же, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. В романе на примере отца Александра и Фрайгаузена показано как раз такое противостояние. Сделано это с целью возрождения Провославия, и указанием на проторенный путь славянофилов.
Красив фантик... вот только забывают почему-то многие, что церковь реформировалось в 18 веке самым рьяным западником в истории России.